Войти в почту

Галина Волчек — и дипломат, и педагог, и актриса, и руководитель

Когда начинают говорить об оттепели, обязательно вспоминают «Современник». Этот театр во всех смыслах очень знаковый для своего времени. Создали его выпускники школы-студии МХАТ. И Галина Волчек была одной из них. Труппу она возглавила в 39 лет — в очень непростой для «Современника» период, когда театр вместе со многими именитыми артистами покинул сначала Олег Ефремов, а затем и Олег Табаков. Но многие критики считают, что театр от такого исхода только выиграл. В «Современнике» показывали любимые шестидесятниками «Всегда в продаже» Василия Аксенова, смелые для своего времени постановки Евгения Шварца. С театром начал сотрудничать Чингиз Айтматов. А спектакль «Восхождение на Фудзияму», билет на который было практически невозможно достать, показал, что «Современник» не только не распадается, но, напротив, обретает законченный облик, а вместе с ним и всесоюзную славу. Говорит театральный обозреватель Марина Райкина. Марина Райкина театральный обозреватель «Она, которая привыкла быть всегда второй актрисой, режиссером и очень успешным молодым режиссером, не имея организационного опыта. Не имея опыта, такого опыта человеческого взаимоотношения и коммутации с артистами, берет эту ношу на себя. И постепенно она начинает как бы выпрямлять этот накренившийся корабль. Слава богу, что тогда не ушел из театра ни Игорь Кваша, ни Валентин Гафт — они подставили свои плечи. Она и дипломат, и педагог, и актриса, и руководитель. Это Волчек». Ее называли «создательницей собственного стиля в русском психологическом театре». Почти за полвека во главе «Современника» Волчек удалось взрастить плеяду выдающихся артистов. В первую очередь актрис, на которых, по словам коллег Волчек, у нее было особое чутье — это Марина Неёлова, Чулпан Хаматова и Алена Бабенко. То же можно сказать и о будущих режиссерах, которым Галина Волчек проложила дорогу в профессии. Например, Валерий Фокин, который сегодня руководит «Александринкой». Или глава «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз. О роли Волчек рассказывает худрук «Коляда-театра» Николай Коляда. Николай Коляда худрук «Коляда-театра» «Кто я такой был в 1989 году? Какой-то студент Литературного института, который писал пьесы. Пьесы ставили в провинции, а в Москве все это считалось «колхозом». Кому это надо? Это неинтересно, это все из жизни червей, как там говорилось. Она нашла мои пьесы, прочитала их все, выбрала пьесу «Мурлин Мурло» и сказала: «Буду ставить». А в это время кто-то пьесу очень сильно ругал, я ей говорю: «Галина Борисовна, не ставьте пьесу, подставите и себя, и театр. Я помню, что мы ехали с ней в лифте. Она вышла из лифта, посмотрела на меня и сказала: «Запомни раз и навсегда — серость всегда ненавидит талантливых людей». Кстати, о таланте: говоря о Волчек-худруке, часто забывают, что она была еще и очень яркой актрисой. Ролей в кино у нее немного. Но все очень запоминающиеся. Да и по-другому быть не могло, вспоминает бывший актер «Современника» Станислав Садальский. Станислав Садальский актер «Я девять лет проработал в «Современнике», я всегда говорил, что Волчек — выдающаяся актриса, актриса просто милостью Божьей. Мы играли спектакль «Вечно живые», где она играла Нюрку Хлеборезку, и это до смешного доходило. Все поднимались, когда ждали выступления Волчек, потом поднимались просто и уходили, потому что так она грандиозно выступала, после нее невозможно было смотреть. Это было просто шедевральное исполнение». Как очень значителен был вклад Волчек в судьбу артистов и режиссеров, так важны и ее заслуги перед театром в целом. Волчек стала первым советским режиссером, прорвавшим культурную блокаду между США и Союзом. После спектаклей «Современника» в Хьюстоне в 1978 году были и знаменитые гастроли на Бродвее, за которые театр удостоился премии «Драма Деск» — она впервые ушла не американскому театру, к тому же абсолютным большинством голосов.

Галина Волчек — и дипломат, и педагог, и актриса, и руководитель
© BFM.RU