Войти в почту

Семь ключевых трендов в патентовании

Больше заявок и больше патентов Последние несколько лет подача заявок на регистрацию изобретений в России стагнировала, но в 2018 году наконец-то лед тронулся – эксперты ФИПС отмечают прирост на 4,1% по сравнению с 2017 годом. Было подано 37 957 заявок – это неплохой показатель, хотя для технологического прорыва его нужно удвоить, а то и утроить. Для сравнения – в Китае количество заявок на патенты еще в 2017 году превысило миллион, согласно статистике Всемирной организации интеллектуальной собственности. Вместе с тем растет и количество выданных патентов на изобретения. Плюс 4,4% по сравнению c 2017-м (рост до 35 774). В основном патентуют свои изобретения россияне. Чаще из Москвы и Санкт-Петербурга. За ними идут Татарстан, Томск, Краснодар и Ростов. Треть заявок поступает от иностранцев. В 2018 особенно активными были корейские заявители. Лидеры не меняются Фармацевтика, биотехнологии и компьютерная техника – это тройка лидеров. В этих отраслях стабильно высокое поступление заявок. Наибольшее количество патентов, которые до 20-25 лет поддерживаются в силе, относятся к фармацевтике. Фото: Unsplash Также стабильно пользуются популярностью информационные технологии. Бессменные лидеры патентования в ИТ – «Лаборатория Касперского» и информационно-поисковые системы и навигационные технологии от ООО «Яндекс». К популярным отраслям можно отнести также радиотехнику, ядерную энергетику, строительство газо- и нефтепроводов. Повысилась потребность и в космических технологиях, ВПК, есть интерес к крупногабаритному транспорту. Прорыв в ИТ, робототехнике и медицине Каждый год аналитики Роспатента составляют рейтинг самых прорывных патентов. В 2018 в топе оказались изобретения в области IT, медицины и робототехники. Одно из наиболее важных – уникальная клеточная матрица-имплант, позволяющая проводить очень сложные операции. В матрицу можно встраивать стволовые клетки и добиваться заживления тяжелых обширных ран. Также среди лидеров – изобретение для защиты вычислительных сетей, система выявления живого человека на последовательности кадров и ступня шагающего космического микроробота. Увеличение интереса к региональным брендам Важный тренд 2018-го, который связан с ростом заявок на регистрацию наименований мест происхождения товаров (НМПТ). Это уникальные объекты интеллектуальной собственности, которые связывают товары с регионами, где они выпускаются, и закрепляют права на соответствующие наименования. Самые известные в мире НМПТ – это, например, шампанское и бургундское вина, коньяк, пармская ветчина. Фото: Unsplash Такие товары отражают традиции, колорит, историю, поэтому администрации регионов стали уделять большее внимание этому инструменту позиционирования и продвижения на рынке. За 2018 год было подано 100 заявок на государственную регистрацию НМПТ – это 78,6% больше, чем в 2017-м. Среди них, например, астраханская вобла, камчатская нерка и рязанский леденец. Важность позиционирования Последние три года наблюдается стабильный рост к подаче заявок на товарные знаки. И хотя в 2018 году темп роста несколько снизился, общая положительная тенденция сохранилась. Всего в 2018-м было подано 76 062 заявки. Такая активность говорит в первую очередь об осознании важности позиционирования товаров на российском и на зарубежных рынках. Цифровизация и сокращение сроков экспертизы Переход на цифру, оптимизация всех процедур и ускорение экспертизы – основная цель патентных ведомств по всему миру. Начиная с прошлого года активно модернизируется работа Роспатента. За 2018 год удалось сократить средний срок рассмотрения заявок на изобретения более чем на месяц. Кроме того, в ближайшее время Роспатент планирует перейти на полностью автоматизированную процедуру формальной экспертизы и на электронный документооборот. В прошлом году почти половина всех поданных заявок была в электронном виде. Это на 16% больше, чем в 2017-м. Развитие патентной аналитики Анализ патентной информации – это уникальный инструмент управления технологиями и инновациями и на государственном уровне, и на уровне организаций. Патентные исследования и патентные ландшафты определяют тенденции патентования, стратегии охраны РИД, технологические приоритеты организаций. В последнее время крупные организации все больше внимания уделяют патентной информации. ПАО «Газпром нефть», ПАО «Сибур холдинг», ОАО «РЖД», ПАО «Транснефть», АО «Российский экспортный центр» активно сотрудничают с Роспатентом для определения стратегии развития компании, анализа портфеля патентов, поиска партнеров и сокращения расходов. Фото: Unsplash Сегодня Россия занимает 8 место в мире по удельному весу в общем числе заявок на патенты по приоритетным областям. В планах, которые указаны в основных направлениях деятельности правительства до 2024 года, до этого времени нужно выйти на 5 место. Для этого нужно и общее увеличение патентной активности, и большее количество технологических организаций, и усиленная поддержка малого инновационного бизнеса. Подробно о тенденциях, проблемах и перспективах развития интеллектуальной собственности в эпоху 4.0 расскажут эксперты 23-24 апреля на второй международной конференции «Цифровая трансформация: Фокус на IP». Материалы по теме: От кнопки «Лайк» до иконки Touch ID: интерфейсы, которые вы не можете копировать Как запатентовать технологию в США: опыт Resonance Software Три бесплатных шага по защите интеллектуальной собственности Знакомьтесь, патентные тролли! Как защитить свою идею Почему стартапам больше не нужны патенты — мнение предпринимателя Фото на обложке: Unsplash

Семь ключевых трендов в патентовании
© RB.ru