Войти в почту

МС-21 перелетел на новый срок

Авиадвигатель ПД-14 для отечественного самолета МС-21 разрабатывает Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в госкорпорацию «Ростех»). ПД-14 будет базовым в семействе двигателей тягой 9 — 18 тс (тс — тонна-сила, единица измерения, обозначающая силу, с которой телу массой 1 тонна придается ускорение свободного падения (9,8 м/с2). «Установка двигателя ПД-14 на самолет МС-21 даст возможность конкурировать на рынках продаж без ограничений», — утверждает Минпромторг. «Ростех» инвестирует 50 млрд рублей в разработку самолета МС-21. В мае министерство выберет подрядчика, который до 15 декабря 2021 года должен будет улучшить эксплуатационные характеристики двигателя — увеличить его ресурс и надежность. Кроме того, подрядчик должен будет провести валидацию ПД-14 для получения европейской сертификации EASA, без которой невозможно продвижение воздушного судна на международном рынке. Сертификат Росавиации ПД-14 получил в октябре 2018-го. На доработку Минпромторг потратит 12,28 млрд рублей, указано в конкурсной документации, оценка общих затрат на создание МС-21 уже перевалила за 465 млрд рублей. К программе летных испытаний присоединился третий МС-21-300. В министерстве уверены, что МС-21, который обещают запустить в серийное производство в 2021 году, сможет конкурировать на мировом рынке с Boeing 737 Max. Однако российские эксперты опасаются, что разработка самолета затянется еще на пять лет, двигателя к нему — на 15, а сам МС-21 может оказаться не нужным не только зарубежным, но и российским авиакомпаниям. Импортозамещение сдвигает сроки Разработка самолета семейства ближне- и среднемагистральных самолетов МС-21 на 150-210 пассажиров входит в госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы». За создание самолетов отвечает ПАО «Корпорация «Иркут». Первоначально «Ростех», который курирует разработку этого самолета, обещал начать производство в 2019-м, но из-за американских санкций срок перенесли на 2021 год. США и Япония отказались поставлять России компоненты для композитных материалов, из которых предполагалось изготавливать удлиненное крыло МС-21, и производителям самолета пришлось искать отечественную замену этих деталей. Партнер компании «Вальтер Констракшн» Вадим Тедеев предполагает, что импортозамещение может занять лет пять, и сроки запуска МС-21 снова придется сдвигать. На создание композитного крыла для МС-21 выделят 2,7 млрд рублей. Завод «Росатома» станет партнером по поставке композитов для МС-21. Санкции против России мешают разработке самолета MC-21. Проблемы возникли и с двигателем для российского самолета. Летные испытания с 2017 года МС-21 проходит с двигателем PW1400G от канадской Pratt & Whitney. Принадлежащая РФ Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, председатель совета директоров — глава Минпромторга Денис Мантуров) заявила, что в продажу самолет поступит с двумя двигателями на выбор: PW1400G и ПД-14. ОАК обещала, что отечественный двигатель будет дешевле канадского. Но теперь у экспертов большие сомнения на этот счет: на разработку ПД-14, которая ведется с 2008 года, уже потрачено 70 млрд рублей, и судя по бюджету конкурса на доведения мотора до ума, это далеко не конец. Конкурент для Boeing Правительство РФ рассчитывало, что МС-21 сможет составить конкуренцию потерявшему спрос после авиакатастрофы лайнеру Boeing 737 Max — если не на международном, то хотя бы на внутреннем рынке. Но пока эти надежды не оправдываются. Так, «Аэрофлот» не намерен заменять «Боинги» на МС-21 в авиапарке своей «дочки» — компании «Победа». Она намеревается обновить 50 машин, но закупать будет иностранную технику, отказавшись от предложения кабмина приобрести 30 МС-21 вместо «Боингов». Сам «Аэрофлот» закупит 50 МС-21. У корпорации «Иркут» есть твердые заказы еще на 125 самолетов. Но больше пока заказов в России нет. На российский самолет МС-21 оформили 175 заказов. Отечественным самолетам вообще не везет со спросом, особенно за рубежом. Случается, авиакомпании, которые попробовали российские самолеты в эксплуатации, отказываются их закупать. Например, так поступила ирландская, CityJet, которая брала SSJ100 в пользование по схеме «мокрого лизинга» (сдача в аренду самолетов «под ключ» вместе с экипажем и обслуживанием) для обслуживания рейсов бельгийской Brussels Airlines. Вместо SSJ100 от корпорации «Сухой» авиакомпания закупит канадские Bombardier. Из-за постоянных поломок российского самолета компания Brussels Airlines была вынуждена за 22 дня отменить 92 рейса. И в итоге отказалась от продукции «Сухого». В конце марта 2019 года СМИ со ссылкой на источники сообщили, что мексиканская компания InterJet тоже намерена отказаться от покупки восьми Sukhoi Superjet 100. Неэкономичны и небезопасны Российская авиационная техника не пользуется популярностью так как у нее пока нет своего реноме, считает Виталий Архангельский, гендиректор компании AVIAV TM (европейский авиационный брокер из Ниццы). Заказчики боятся рисковать с покупкой техники у РФ, особенно в условиях жесткой конкуренции, поэтому приобретают машины у надежных поставщиков. «Даже если с иностранной техникой возникают проблемы, покупатели точно знают, что получат компенсации, а недостатки будут устранены», — говорит Архангельский. Так было с Boeing 787 Dreamliner, эксплуатацию которых приостановили во всем мире в 2013 года после инцидента с самолетом японской авиакомпании All Nippon Airways: он совершил вынужденную посадку из-за задымления в кабине пилотов. Производитель устранил недостатки, и полеты лайнера возобновили. Так же развиваются события после крушения Boeing 737 Max, напоминает Архангельский. Сертификацию самолета МС-21 переносят в третий раз. США готовят санкции против авиаконцерна «Сухой». «Вызывает сомнение и надежность российских машин. Sukhoi Superjet имеет суточный налет 3-4 часа, в то время как иностранные модели — 14-18. А в случае с МС-21 есть сомнения, что без американских материалов он будет тяжелее и менее экономичным», — говорит эксперт. У отечественных самолетов большие проблемы с сервисным обслуживанием за рубежом. Вдобавок российские программы самолетостроения финансирует государство, а это не приветствуется в ВТО, отмечает Виталий Архангельский.

МС-21 перелетел на новый срок
© МетаГазета