Войти в почту

Что мешает российским предприятиям перейти на «цифру»

Зампред правительства Московской области Денис Буцаев на Межрегиональном промышленном форуме заявил, что предприятиям для перехода к цифровой экономике, главным образом, необходимы лишь три ресурса: это деньги, технологии и люди. Одновременно маркетологи российской компании Market qual research опубликовали результаты исследования, которые подтверждают эти слова. Они решили выяснить, как руководители российских компаний и предприятий воспринимают концепцию цифровой экономики. Для этого специалисты опросили три десятка управленцев. Оказалось, что представители бизнеса воспринимают такой переход в качестве неизбежного и логичного этапа развития как государства в целом, так и конкретных предприятий в частности. И в целом настроены позитивно. При этом часть респондентов сомневались в успешной реализации концепции по всей России в установленные сроки. Не хватает инфраструктуры, образованности и доходов населения, чтобы пользоваться этой инфраструктурой. Готов к труду и цифровизации Наиболее готовыми к цифровизации исследователи назвали сферы электроэнергетики, машиностроения и IT-технологий. Добывающие предприятия, телемедицина и фармацевтика, строительство и производство материалов — также в этом смысле держат руку на пульсе. Вместе с тем среди участников рынка наблюдается тенденция понимать под цифровизацией в экономике одну лишь автоматизацию бизнес-процессов, утверждают маркетологи. Тем не менее ключевое преимущество подобного перехода они видят в повышении конкурентоспособности собственного предприятия. А потому зачастую занимают проактивную позицию в данном процессе, целенаправленно выделяя средства на интеграцию предприятия в цифровую экономику. Однако уровень подобного перехода существенно различался в зависимости от размера предприятия. Для небольших предприятий он скорее ограничивается внедрением 1С, CRM-систем и электронным документооборотом с органами государственной власти. Каковы барьеры? Эксперты пришли к выводу, что на пути цифровизации российских предприятий стоят объективные и субъективные барьеры. Например, это ментальное сопротивление: человек не готов принимать происходящее, потому что цифровая экономика обходится без человека. Отсутствие опыта в решении подобных задач, а также отсутствие подготовленных и обученных кадров, технологической и производственной инфраструктуры, отсутствие законодательной и юридической базы, а также понятных схем взаимодействия между государством и бизнесом. Подводя итоги исследования, специалисты рекомендуют расширять диалог в виде мероприятий, «которые будут направлены на взаимодействие на практической основе между частным бизнесом, государством и регуляторами (в частности, банковской сферой)». Они полагают, что это позволит оперативно получать информацию о перспективах и ограничениях цифровой экономики на всех этапах и уровнях.

Что мешает российским предприятиям перейти на «цифру»
© Парламентская газета