Войти в почту

Александр Пантыкин: Чтобы родился новый Высоцкий, в России должно появиться рок-н-ролльное образование

26 ноября на сцене Театра на Таганке пройдет гала-концерт конкурса «Высоцкий.Фест», стартовавшего в июне этого года. В числе финалистов — 10 молодых групп и исполнителей, которых теперь ждет испытание известностью. Выдержат ли они его? И есть ли среди них человек, который, как когда-то Высоцкий, просто выйдет на сцену, возьмет в руки гитару и начнет петь так, что бросит в дрожь? Теоретически такое возможно, считает легенда уральского рока Александр Пантыкин, но для этого ребят нужно поддерживать и растить, иначе, как это обычно бывает, они перегорят и сникнут. Идею провести фестиваль предложил президент России Владимир Путин накануне 80-летия со дня рождения Владимира Высоцкого, осматривая его Дом-музей. Форум стартовал: из полутора тысяч подавших заявки к конкурсу допустили лишь 160. Пятидесяти удалось выступить на «Нашествии». И вот новая высота — финал! Одними из счастливчиков стала череповецкая группа «Кукольный театр». Ее вокалист, Антон Романов, похоже, и сам не верит, что вместе со своими ребятами прошел такой отбор и теперь может запросто общаться с известными рокерами и записываться в профессиональных студиях. «Это очень крутой фестиваль. Мне даже страшно представить, сколько денег было потрачено на молодых артистов! — рассказал он Daily Storm. — Поэтому сейчас наша задача — доказать, что мы действительно стоим всего этого бабла. Если уж мы действительно вырулили на финишную прямую, надо выйти на сцену — и бахнуть!» Обильно подведенные глаза, белила, театральная эстетика. А еще — выкаченный на сцену рояль! «Бахнуть» в понимании «Кукольного» выглядит именно так. На вопрос, может ли он хотя бы в мечтах сравнить себя с Высоцким, Антон честно говорит — нет, отмечая лишь одну схожесть: их творчество социально. «В чем это проявляется? Ну, например, как-то раз я с иронией сказал, что очень люблю нашего мэра, — вспоминает он. — А на столетие комсомола вообще ездил в трамвае и в шутку призывал людей к революции!» Кстати, группа «Кукольный театр» так понравилась рок-музыканту Сергею Галанину, что он стал ее наставником. «Без глупостей в голове, брутальные, — рассказал он Daily Storm. — А главное, работящие. У этих ребят есть все, чтобы стать известными». «Известными — да, а есть ли в России такие артисты, которые могут дотянуться до Высоцкого?» — уточняет Daily Storm. «Высоцкий — величина космическая, поэтому прогнозы давать сложно, — отвечает Сергей. — Для этого нужно было жить и петь в определенные времена. Хотя, мне кажется, сейчас на такое вряд ли стоит рассчитывать». Если «Кукольный театр» появился в Череповце, то группа «Рви меха», играющая смесь балканской, восточноевропейской музыки, латины, ска и регги, обильно сдобренную острой сатирой и матом, — в далеком Новосибирске. И у нее тоже есть все шансы получить приз зрительских симпатий! Как признается солист коллектива Александр Петенев, когда ему предложили поучаствовать в конкурсе, он сначала сказал себе «да ну на фиг, хватило мне фестивалей», но позже передумал, и, как оказалось, не зря. Запись в студии, работа с хорошими звукорежиссерами, участие в «Нашествии» — не об этом ли мечтает каждый молодой музыкант? Но вот путь Высоцкого — нет, он не для него. «Несмотря на то что Владимир Семенович мне очень близок, наше творчество все же другое, — говорит Александр. — Более ироничное, что ли. Пока я боюсь затрагивать слишком серьезные темы и пишу только о том, что видел или пережил сам!» «Да и вряд ли найдется такой человек, который сможет к нему приблизиться, — продолжает молодой артист. — Ну кто сейчас популярен? Рэпер Face? Фараон? Как можно сравнить поэтику Высоцкого с их творчеством?» Чуть смелее оказывается солистка этно-джазовой краснодарской группы «Лейла». У нее свое видение, почему у нас в стране так мало людей, готовых рубиться за правду и идти своей колеей. А Высоцкий — пример для подражания. «Сейчас время такое быстрое... — говорит она, одновременно пытаясь успокоить двухлетнюю дочку. — Разместил песню во «ВКонтакте» или в Instagram, и, если она за пару минут никого не заинтересовала, считай, что пролетел. А песни Высоцкого — они вне рамок. Они натягивают твои нервы так, что ты понимаешь: вот это — без лжи! И мне тоже хочется говорить громко!» Это мечты, а что в реальности? Как отмечают члены жюри фестиваля, хороших артистов действительно много, но вторых Высоцких среди них пока нет. «Сразу оговорюсь: я могу судить только по одному концерту, который прошел в Екатеринбурге, — рассказал Daily Storm солист группы «Ва-Банкъ» Александр Ф. Скляр. — В нем приняли участие 14 артистов, и почти все — рэперы. Что сказать... Ребята яркие, индивидуальные, но чтобы играли по-настоящему мощно и интересно — таких я не увидел. Да и надо понимать: в рэпе сейчас слишком большая конкуренция и сказать свое слово чрезвычайно сложно». По мнению Александра, сам фестиваль организован на очень высоком уровне. Мало того что он охватил все регионы России, в нем действительно было за что бороться: чего стоила ротация на радио или возможность снять клип. Считает задумку с фестивалем классной и лидер знаменитой уральской группы «Урфин Джюс», клавишник «Наутилус Помпилиуса» Александр Пантыкин. Правда, с одним маленьким «но». Чтобы помогать молодежи, фестиваль «Высоцкий. Фест», говорит он, должен стать ежегодным! «Просто отслушать пару песен и сказать «получи пятерку, до свидания» — это не работа! — поделился он с Daily Storm. — Я был председателем на многих фестивалях, и везде одно и то же. Ну, поучаствовали ребята один раз, ну второй... Тут что-то получили, тут – ничего, и все, интерес погас. Вместо группы «Квас» появилась группа «Пиво». Вместо группы «Пиво» — «Водка». Я считаю, артистов надо готовить! Объяснять им ошибки, помогать разобраться с текстами, знакомить с ведущими гитаристами, бас-гитаристами и звукорежиссерами. Вот тогда они будут расти!» А пока, размышляет музыкант, все грустно. Молодые люди и сами не знают, зачем им сцена. Говорят, хотят играть свои песни. Хотят стать популярными. Хотят иметь много денег. С такими желаниями «выгорит» лишь у одного из миллиона! Еще одна проблема, считает Пантыкин, в том, что у нас невозможно получить рок-н-ролльное образование, хотя этой музыке уже 70 лет. Классике — учат, джазу — тоже (хотя и там вышка — Майлз Дэвис и Джон Колтрейн), а вот с роком беда. «Зайдите к профессорам наших учебных заведений и спросите, знают ли они хоть одну современную группу. Большинство из них или отмолчится, или наговорит каких-то общих слов. Да я просто уверен: когда мимо них проезжает машина с бумбоксом, им хочется ее взорвать! — смеясь, говорит музыкант. — Поэтому я бы предложил создать отдельное учебное заведение. А центром движения «Высоцкий. Фест» сделать один из городов где-нибудь посерединке страны. Из того же Красноярска в Москву много не налетаешь!» Владимира Высоцкого не стало в июле 1980 года. Говорят, когда Иосиф Кобзон положил на стол директора Ваганьковского кладбища пачку сторублевок со словами, что ему во что бы то ни стало нужно место, пожилой человек не выдержал и заплакал: «Как вы могли подумать, что я возьму деньги? Ведь я его любил». Во время похорон очередь из желающих проститься растянулась на девять километров, а путь перед гробом устилали цветами. Такой любви не видел ни один российский артист!

Александр Пантыкин: Чтобы родился новый Высоцкий, в России должно появиться рок-н-ролльное образование
© Daily Storm