Войти в почту

«Портал телемедицины»: прожектерство и коррупционная схема

За законопроект №7117 проголосовали 280 депутатов. Инициатором законопроекта был президент Порошенко, который сразу же поблагодарил депутатов за поддержку. В селах, в соответствии с законом, должны создать медучреждения для оказания первичной медицинской помощи: фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, медицинский пункт, мобильный медицинский кабинет или аптечный пункт. Кроме этого, предусматривается создание возможности для консультирования пациента, диагностики и лечения с использованием Интернета для обмена информацией. Как утверждают авторы законопроекта: «Портал телемедицины должен обеспечивать: упорядочение, систематизацию, автоматизацию процесса оказания медицинской помощи с использованием телемедицины, использование медицинских информационных стандартов, совместимость информации и данных». На реализацию данного законопроекта предполагается выделить 5 миллиардов гривен за два года. Изменения в бюджет Украины 2017 года предусматривают выделение 4 млрд грн для мероприятий, направленных на развитие медицины в сельской местности. В проекте госбюджета на 2018 год — еще 1 млрд грн. Напомним, что общие расходы на здравоохранение в 2016-м — 56 млрд. гривен, а в бюджет 2017 были заложены 62 млрд. гривен, однако этих средств недостаточно даже для выплаты нищенских зарплат медработников, о чем свидетельствует рост задолженности по зарплатам. На первый взгляд законопроект кажется достаточно прогрессивным, однако он совершенно оторван от реальностей медицинского обслуживания в сельской местности и реальных экономических возможностей. На фоне общего сокращения расходов на медицину и катастрофически низких зарплат сельских медработников, данная инициатива окажется в лучшем случае очередной «потемкинской деревней», в худшем — очередной коррупционной схемой по присвоению бюджетных средств. У многих украинцев возникает масса вопросов в связи с данной реформой: насколько реалистична ее реализация, кто будет нести ответственность за неправильно поставленный «дистанционный» диагноз, не выродится ли она в банальный телемаркетинг по продаже медицинских препаратов? Однако в первую очередь следует учитывать тот факт, что принятый недавно проект бюджета на 2018 год предполагает перераспределение бремени социальных расходов в рамках «децентрализации» и «автономизации», то есть большую часть социальных расходов должны нести местные бюджеты. Как говорится в недавнем заявлении украинского Минздрава: «Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги в больницы». Следует также напомнить, что, приняв закон о «телемедицине», Верховная Рада в тот же день отказалась принять поправку в госбюджет о выплате долгов по зарплатам медработникам сельской местности. Поправка депутата Ирины Сысоенко предполагала внесение дополнительных 4 миллиардов гривен в фонд оплаты труда медработников. Иными словами, государство уже должно почти 4 миллиарда гривен сельским медработникам но, отказываясь внести в бюджет статью о выплате этих долгов, парламент выделяет «круглую сумму» на развитие «телемедицины» в сельской местности. Работа сельского врача В таком подходе нет никакой логики, если не учитывать один важный момент: долги по зарплатам необходимо действительно выплатить реальным людям, которые добираются по бездорожью к пенсионерке с инфарктом, а «прожект о телемедицине» открывает широкое поле для распила бюджетных средств. На всю сумму можно будет обустроить пару-тройку образцово-показательных фельдшерских пунктов, закупив для них оборудование по цене в двадцать раз выше рыночной, после чего средства внезапно закончатся. Как комментирует данный законопроект депутат и заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения Олег Мусий: «Почему бы за эти деньги не обеспечить фельдшерско-акушерские пункты в полном объеме более необходимым оборудованием? Туалеты в половине из них находятся на улице, нет водопровода, руки негде помыть. Вместо того чтобы потратить деньги на оснащение лабораторий, создание условий для приема больных и работы врачей, главной идеей реформы является современный интернет на селе с точкой широкополосного доступа. Все это очень похоже на схему — чтобы очередной раз украсть из бюджета. Именно поэтому за эту тему мертвой хваткой уцепились в Администрации Президента». «Я не верю в честность и прозрачность этого проекта, потому что он ничего общего не имеет с реальным положением дел в сельской медицине и не предлагает путей решения проблем», — заявляет Мусий. Давайте взглянем, в каком состоянии находится медицинское обслуживание в сельской местности Украины, где проживают около 13 миллионов человек. В 71% фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП) нет воды, а в 82% нет санузлов. Большинство сельских врачей и фельдшеров это люди пенсионного и предпенсионного возраста. При этом только 27% жителей украинских сел имеют возможность пользоваться Интернетом. Очевидно, что реформа не учитывает основных нужд и потребностей сельской медицины. Сельские фельдшеры с ностальгией вспоминают, как в советские времена им, по крайней мере, выдавали велосипеды, поскольку сейчас зачастую ни средств на бензин, ни транспорта у них нет, а пациенты в сельской местности проживают иногда в десятках километров от ближайшего врача или фельдшера. Если нет возможности обеспечить сельских врачей велосипедами, то как можно обеспечить «создание условий для применения авиационных, водных, автомобильных специальных санитарных транспортных средств, в том числе оборудованных реанимационными средствами», как предполагает данный законопроект? Очевидно, что бюджет не потянет такой нагрузки, учитывая необходимость крупных выплат по иностранным кредитам, а децентрализация предполагает, что основную нагрузку по обеспечению «водным и авиационным транспортом», Интернетом и реанимационным оборудованием должны будут нести сами жители сел, а большинство из них, как известно, пенсионеры. Привлечение медиков на работу в сельскую местность тоже становится отныне проблемой самой сельской общины. Как говорится в заявлении Минздрава: «Если община построит качественную амбулаторию и жилье для врача, будет значительно легче найти и пригласить врача на работу». Однако член общественного совета при Минздраве, врач Евгений Гончар утверждает, что для того, чтобы стимулировать врачей работать в сельской местности необходимо в первую очередь существенно поднять им зарплату, поскольку сейчас «их ждет там зарплата в три тысячи гривен и отсутствие перспектив». «Основываясь на опыте общения со своими однокурсниками, приехавшими из сельской местности, уверен — многие готовы поехать работать в села, если им предложат там доход в 15 тыс. грн. Особенно если это неподалеку от места их рождения. Если же говорить о тех докторах, которые родились и всю жизнь прожили в городах, их в сельскую местность привлечь сложнее, но тоже возможно. Тут, конечно же, обязательно приличное жилье, автомобиль и доход в 1,5-2 раза выше, чем на нынешнем месте работы. Ориентировочно, около 15-20 тыс. грн», — говорит Евгений Гончар. Давайте представим себе такое идеальное село, которое может обеспечить медработникам зарплату в 750 долларов, жилье, служебный транспорт, закупку медицинского оборудования и 4-G Интернет. Возможно, где-то и есть такие села, но это точно не касается, к примеру, сел Христиновского района Черкасской области, где у большинства жителей не хватает средств на еду и оплату электричества. Таким образом, проект «телемедицинского портала» в нынешних украинских условиях окажется очередной бутафорией, как и пограничная «стена Яценюка». Тем временем, опытные терапевты массово уезжают в Польшу и Россию, чтобы устроиться там хотя бы санитарами или сиделками.

«Портал телемедицины»: прожектерство и коррупционная схема
© Украина.ру