Войти в почту

Рынок цифрового контента: прогноз развития

Венера Шайдуллина – директор Центра исследований и экспертиз департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ Рынок цифрового контента появился около 20 лет назад и за это время стал одним из крупнейших сегментов экономики. Товарами служат информационно-развлекательные материалы: аудио, видео, тексты, игры, приложения. Для торговли используются виртуальные площадки, файлы распространяются по цифровым каналам. Торговля цифровым контентом в России стремительно развивается. По данным Центра исследований и экспертиз ДПРЭД Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в 2018 году 22% россиян покупали цифровой контент. В 2015 году аналогичный показатель составил 6%. Пользователи назвали причины, по которым они выбирают платный контент: Качество. Выбирая платный контент, пользователи уверены, что получат фильм в высоком разрешении, а не «снятый на коленке», текстовый файл, а не отсканированную книгу и т. д. Быстрота. Покупая контент, не нужно тратить время на поиск файлов на пиратских сайтах. Безопасность. При скачивании файла с официального ресурса нет риска скачать вирус. Только 9% опрошенных людей признались, что платят за контент регулярно. Главные причины, по которой люди отказываются платить за материалы, – это низкий уровень доходов и непонимание сути авторского права. Некоторые из опрошенных заявили, что не доверяют любым покупкам в интернете. Платная музыка Первый сервис по торговле электронной музыкой в России запустил «Яндекс». Сервис «Музыка» начал работу в 2010 году. Спустя 2 года появилось приложение для прослушивания музыки на телефонах. В 2018 году количество слушателей «Яндекс.Музыки» составило 20 миллионов человек. Платная подписка подключена у 1,75% слушателей. В 2013 году россиянам стал доступен Google Play Music, который также имеет мобильную версию. В 2015 году Apple представила службу Apple Music для покупки музыкальных композиций из iTunes Store. В 2018 году число россиян, которые покупают музыку в интернете на любом сервисе, не превысило 1 миллиона. Такая тенденция сохранится и на 2019-2020 гг. Видеоконтент Самым крупным участником рынка является Netflix. Аудитория сервиса достигла 130 миллионов человек из 190 стран. Популярные видеосервисы в России: Megogo, Ivi, Okko, «Амедиатека». Крупнейший российский сервис Megogo предлагает платный доступ к кинофильмам и онлайн-телевидению. По нашим данным, от 68% до 83% людей смотрят видео с мобильного телефона. Эти люди предпочитают короткие ролики, а длинное видео смотрят за несколько сессий. Чтобы привлечь внимание пользователей, нужно предлагать разнообразные видеоролики, сделать удобный поиск по каталогу. В 2017 году рост прибыли «Мегафон ТВ» составил 60%. Прибыль компании «МегаЛабс» выросла на 90%. Производство и продажа видеороликов – перспективное направление электронной торговли. По данным агентства Sandwine, на стриминг видео приходится 58% входящего и 23% исходящего трафика. Рост потребления видео-контента наблюдается во всех странах. Игры и приложения Главные площадки для покупки мобильных игр и приложений – Google Play и App Store. Игры для ноутбука и компьютера можно приобрести на Steam или Origin (EA Games), для консоли – на Play Station Plus или Xbox Live Gold. В интернете есть много онлайн-игр с подпиской за доступ или дополнительными платными функциями. В 2018 году прибыль App Store составила $42,5 миллиарда. Это в 2,5 раза больше, чем прибыль у Google Play. Разница вызвана высокой платежеспособностью клиентов Apple. В 2020 году планируется увеличение дохода от App Store на $20 миллиардов. В 2013 году жители СНГ впервые потратили больше денег на покупку игр, чем на просмотр кино. Самыми популярными стали онлайн-игры с многопользовательским режимом (30% рынка). На втором месте – социальные приложения (26% рынка). По нашим данным, в 2018 году каждый 4 россиянин играл в компьютерные игры. Объем российского рынка составил $39 миллионов. Россия вышла на первое место в мире по покупке игрового контента. По прогнозам, в 2019 году рынок превысит объем $55 миллиона. Книги и аудиокниги Рынок по продаже электронных книг делят «Литрес» и Bookmate. Их иностранные конкуренты пока не освоили российский рынок. Продажи компании «Литрес» в 2018 году выросли на 47%, при этом более 50% покупок было совершено с мобильных устройств. Согласно нашим исследованиям, в 2019-2020 гг. 59% пользователей интернета будут читать платные и бесплатные книги, а 23% людей будут читать только платную литературу. Главная причина такого выбора – желание вознаградить автора за труд. Электронные СМИ В 2011 году в России появились платные СМИ. Газета «Ведомости» создала на сайте раздел с платными статьями. Два года спустя платную подписку ввел канал «Дождь». В 2014 году появился проект Slon, сейчас известный как Republic. Выручка Republic составляет 4,6 миллиона рублей за месяц. На проект подписано 20 000 пользователей. По данным сайта «Журналист», каждое третье издание в мире предлагает платную подписку. Издания публикуют часть материалов бесплатно, чтобы читатели могли оценить качество статей, и предлагают подписку на закрытый платный раздел. В среднем прибыль электронного издания растет на 8-12% за год. Некоторые издания предлагают читателям внести добровольный платеж на развитие ресурса. По такой схеме работают «Медиазона» и «Новая газета». Согласно исследованиям Reuters Digital News Report, 14% пользователей интернета когда-либо подписывались на платные статьи. Перспективы торговли контентом На постсоветском пространстве рынок торговли цифровым контентом развивается медленно. В России низкая покупательная способность населения, развита культура пиратства. По данным MUSO Reveals, наша страна занимает второе место в мире по потреблению пиратского контента. В то же время эксперты прогнозируют рост электронной торговли ближайшие 3-4 года. Какие факторы будут способствовать развитию цифрового рынка в России: Ужесточение антипиратского законодательства. Блокировка пиратских ресурсов. Увеличение аудитории платежеспособных пользователей интернета. Повышение гражданской сознательности. Понимание ценности авторского права. Улучшение качества материала и удобства сервисов благодаря конкуренции в отрасли. Повышение доверия к электронным платежным системам. Распространение электронных денег. По прогнозу Megogo, темпы роста российского рынка будут составлять 10% за год. Наибольшую прибыль получат сайты-агрегаторы контента разных типов. По данным Relap, объем российского рынка вырос со 100 миллиардов рублей в 2011 году до 234 миллиардов рублей в 2016 году. Аналитики утверждают, что положительная динамика будет сохраняться. Что делать бизнесу? Большая часть рынка цифрового контента принадлежит корпорациям. Конкурировать с ними на равных достаточно сложно. Шанс на успех есть у бизнесменов, которые предложат потребителям качественный контент, удобный сервис, инновационные решения. Как достичь успеха на рынке торговли контентом в 2019 году: Публиковать часть контента бесплатно, чтобы пользователи могли оценить качество. Создать удобный сервис для просмотра контента на разных устройствах. Обеспечить удобный алгоритм оплаты, использовать разные платежные системы. Своевременно устранять все технические сбои и ошибки в работе сайта. Предложить оформить подписку, а не продавать отдельные файлы. Не продавать политический, рекламный и другой заказной контент. Не публиковать материалы, запрещенные законодательством РФ. Вести диалог с клиентами, реагировать на предложения и отрицательные отзывы. По данным Okko, 300 рублей – максимальная сумма подписки, приемлемая для клиентов. Войти на российский рынок цифрового контента будет сложно, но возможно. В западных странах перед начинающими бизнесменами стоят более высокие барьеры. Чтобы достичь успеха на рынке, нужно развивать конкурентные преимущества, предлагать качественные материалы по низкой цене.

Рынок цифрового контента: прогноз развития
© Инвест-Форсайт