Войти в почту

Как подружиться с химией. Педагог чувствует эйфорию, делясь знаниями

Обладательница приза «Хрустальный пеликан» на Всероссийском конкурсе «Учитель года - 2019» Вероника Романова рассказала «АиФ - Саратов» о важности естественнонаучных знаний в современном мире, преимуществах отечественной системы образования и о том, как лучше мотивировать школьников к изучению предмета. Трудолюбивые ученики - Окончив университет с красным дипломом, вы могли строить научную карьеру, но ушли в педагогику. Чем вызван такой выбор? - Думаю, стечением обстоятельств. Поступив в аспирантуру, я занималась диссертацией. Параллельно работала при группе иностранных студентов. Аспирантской стипендии не хватало, чтобы обеспечить себя. Неожиданно выяснилось, что декан нашего отделения - близкий родственник моего школьного преподавателя химии, заслуженного учителя Российской Федерации Людмилы Терентьевой. Понятно, она увидела во мне преемника. Вернувшись специалистом в родную школу № 96, ныне лицей № 2, я успевала вести занятия и в школьном классе, и в аудитории вуза, а после рождения детей полностью перешла в систему среднего образования. О чем нисколько не жалею. - Даже несмотря на то, что учить студентов заметно проще, чем подростков? - В одном примере учитель имеет дело с уже взрослыми и вполне самостоятельными людьми, которые нормально воспринимают официальный тон. Общение же со школьниками требует от педагога семейной доверительности. К ним надо относиться подчеркнуто уважительно. Тогда они будут лучше тянуться к знаниям. Передавая им знания, видя плоды своей работы, педагог чувствует эйфорию. Тем более приятно, когда ученики для внеклассных занятий выбирают химический кружок и говорят о намерении серьезно изучать эту науку. - Довольно редкий случай, когда со школы мечтают стать именно химиком, а не биологом или врачом, поскольку профессия связана с вредными и опасными условиями труда. - Однако сама по себе распространенная в обществе хемофобия происходит, скорее, от дефицита информации. При том что заболевание, которым пугают химиков, можно получить, пройдя по улице и подышав выхлопными газами автомобилей. Нормы техники безопасности в химической промышленности «прописаны кровью». Если их строго соблюдать на рабочем месте, не будет отрицательных последствий для здоровья. Каждое практическое занятие в классе начинаем с повторения этих правил. Опыты с чаем - Как правило, опыты по химии вызывают любопытство в школьном классе, но, когда доходит до теории, этот интерес может исчезнуть... - Такая реакция не говорит об отсутствии способностей к тому или иному предмету. Иное дело - выявить и пробудить их. В этом первая задача педагога. Занимаюсь поисками, сфера которых безгранична: штудируя множество книг и периодических изданий, беру на заметку необходимые рекомендации. Учитель химии, с одной стороны, пользуется тем преимуществом, что его ученики вполне подготовлены к логическим операциям, которые предполагает изучение предмета, - сравнению и анализу, абстрактному восприятию. Но, с другой - в распоряжении педагога относительно мало времени, чтобы по-настоящему приобщить к этой дисциплине, ведь курс химии в общеобразовательной школе начинается с 8-го класса. За четыре года обучения настолько увлечь предметом, чтобы в нем увидели будущую профессию, - задача трудоемкая. Если преподаватель излагает языком сплошных формул, вряд ли он донесет до понимания даже элементарные вещи - допустим, как поваренная соль в воде распадается на ионы. Каждый раздел знаний закрепляется тут экспериментальным путем. Отдельные опыты ставим на дому - такие школьные практикумы существуют с 60-х годов. - В чем особенность этих экспериментов? - Они простые и совершенно безопасные - с использованием, например, чая каркаде, содержащего вещества, изменяющие окраску в определенной среде. Был настой малинового оттенка, в растворе соды он стал зеленым. Эти превращения завораживают детей вместе с родителями, чье присутствие - обязательное условие при опытах. Общий успех - Извечен спор «физиков» и «лириков». Численное преимущество на стороне последних, судя по конкурсу в вузы. И как тут быть? - Выбор профессии во многом зависит от примера окружающих, и в первую очередь родителей. В любом случае он должен быть личностно значимым. Все же, оценивая собственные перспективы, молодым людям надо бы понимать: поиск работы для выпускника по гуманитарному профилю часто связан с большими проблемами. На рынке труда слишком много юристов и экономистов, но вот представителей естественнонаучных специальностей и квалифицированных инженерных кадров не хватает. Гуманитарии в итоге часто вынуждены осваивать другую сферу деятельности, а химик всегда востребован. В Саратове и области достаточно предприятий, готовых платить такому работнику достойное жалование. Отрасль стремительно развивается, так как в нашем регионе добывают нефть и газ. Или можно по­ехать с вахтой на Север. Вообще, замечено: технарь и естественник могут преуспеть в художественном творчестве. Так, выдающийся русский композитор Александр Бородин по образованию был химиком. А возможна в зрелом возрасте трансформация гуманитария в технаря? Едва ли. - Своим успехом на «Учителе года» вы подтвердили престиж саратовской школьной педагогики. Выйти в финал этого профессионального смотра - особое достижение. - Годом ранее в конкурсе «Педагогический дебют» я заняла третье место по региону. Конечно, потребовалось много сил, чтобы пройти все его стадии - от районной до федеральной. Финал с участием 85 конкурсантов принимали в Грозном и Москве. Демонстрировался мастер-класс перед жюри, председателем которого был ректор МГУ Виктор Садовничий, на заочном этапе готовили тематическое эссе. Проведенный в грозненской школе показательный урок по программе конкурса я посвятила изменению свойств химических элементов в периодической системе Менделеева - в этом году отмечается ее 150-летие. Испытала непередаваемые эмоции, когда мое имя объявили в первой «пятерке».

Как подружиться с химией. Педагог чувствует эйфорию, делясь знаниями
© АиФ