Войти в почту

Аэропорт Жуковский: новейший российский

В 2020 году аэропорту Жуковский, развитием которого занимается Госкорпорация Ростех, исполнилось 4 года. Это самый молодой из российских аэропортов с международным статусом. За это время он успел войти в 20 самых удобных аэропортов России и занять первое место по темпам роста среди аэропортов Европы. Растет и международный транзитный потенциал Жуковского – недавно аэропорт получил сертификата RA-3, упрощающий организацию грузоперевозок на территорию Евросоюза. Подобные компетенции есть только у двух аэропортов в России. Рассказываем об уникальном авиационном комплексе, решающем задачи экспериментальной, государственной и гражданской авиации. Как «развязать» авиаузел столицы Московский авиационный узел, включающий аэропорты Москвы и области − третий по загруженности в Европе и один из десяти самых загруженных в мире. До наступления пандемии COVID-19, жестко ударившей по всей индустрии авиаперевозок, загруженность московских аэропортов росла в среднем на 10 млн человек в год. В 2019 году аэропорты столицы поставили рекорд, обслужив более 100 млн пассажиров. С ростом пассажиропотока стали проявляться и проблемы. Чтобы пропускать увеличившийся поток и соответствовать современным требованиям, аэропортам нужно расширяться. Но у любого развития есть пределы и в данном случае они ощутимы физически – аэропорты Москвы окружены городской и пригородной застройкой. Кроме того, действуют ограничения по препятствиям, зонам радиотехнического обеспечения полетов и по шумам. Чтобы разгрузить действующие аэропорты московского авиационного узла, в 2012 году было принято решение о создании нового авиакомплекса в городе Жуковском Московской области. С 30-х годов прошлого века этот подмосковный наукоград «специализируется» на предприятиях авиационной направленности, а с 1947 года носит имя основоположника современной аэродинамики Николая Жуковского. Здесь работают легендарный Центральный аэрогидродинамический институт, НИИ приборостроения, НИИ авиационного оборудования, Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова и другие научные и производственные предприятия авиапрома. Авиационный кластер с традициями Создавать новые авиационные ворота столицы было решено на основе уже существующего и успешно действующего аэродрома Раменское, принадлежащего Летно-исследовательскому институту (ЛИИ). Институт и аэродром были созданы в 1941 году при Центральном аэрогидродинамическом институте как специализированная площадка для исследования летательных аппаратов, силовых установок, самолетного и спецоборудования различного назначения и их взаимодействия. Самолет М-4 на территории летно-испытательной базы в Жуковском В 1940-50-е годы здесь проходили испытания первых отечественных реактивных истребителей, разработанных в ОКБ А.И. Микояна, С.А. Лавочкина, А.С. Яковлева и П.О. Сухого. В 1950-60-е годы в ЛИИ совместно с ОКБ С.В. Ильюшина, А.Н. Туполева, В. М. Мясищева успешно проводились летные испытания и доводка тяжелых самолетов Ил-28, Ту-14, затем Ту-16, ТУ-95, М-4. При институте работала школа летчиков-испытателей, взрастившая немало выдающихся специалистов. Здесь совместно с ОКБ С.П. Королева проводились летные исследования в космическом пространстве и проходили подготовку первые советские космонавты. Уникальный аэродром ЛИИ до 1991 года использовался только для испытаний авиатехники и ее компонентов. Здесь впервые поднялись в небо и испытывались практически все отечественные самолеты и вертолеты. С 1992 года каждые два года на аэродроме ЛИИ проходит Международный авиационно-космический салон МАКС – крупнейшая выставка авиатехники в Восточной Европе. Кроме специальных программ для представителей мирового авиапрома, на МАКСе проводятся открытые дни, где все желающие могут посмотреть выставку техники и показательные полеты. Универсальный аэропорт Программа развития аэродрома Раменское была разработана еще в 2008 году в рамках исполнения указа Президента РФ «О национальном центре авиастроения». В 2012 году Госкорпорация Ростех и Объединенная авиастроительная корпорация разработали план по созданию гражданского аэропорта на базе аэродрома ЛИИ. Строительства аэропорта Жуковский, 2015 год Проект аэропорта был утвержден в 2014 году. Он предусматривал возведение двух пассажирских терминалов, гостиницы, автопарковки и стоянок, а также вокзала для электропоездов-аэроэкспрессов. В 2015 году начались работы над первым терминалом и подготовка инфраструктуры аэродрома под требования гражданской авиации. Уже в 2016 году аэропорт, получивший имя «Жуковский», был торжественно открыт для региональных и международных рейсов. С начала реализации проекта до его запуска прошло всего 13 месяцев. Управляет аэропортом холдинг «Рампорт Аэро», совладельцем которого является входящая в Ростех компания «ТВК Россия». Аэропорт располагается на юго-востоке Московской области в 23 км от Москвы. Площадь аэропорта составляет 17 600 кв. м, пропускная способность – 2 млн пассажиров в год. В 2019 году Жуковский обслужил 1,32 млн пассажиров. Из аэропорта можно улететь примерно в сорока направлениях России, ближнего и дальнего зарубежья. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на открытие аэропорта Жуковский, 2016 год Стоит сказать, что вступив в гражданские ряды, Жуковский сохранил свое значение как аэропорт совместного базирования экспериментальной, государственной и гражданской авиации. Сегодня на аэродроме продолжаются испытательные полеты, а также базируется спецтехника МЧС России. Растет роль Жуковского как хаба для международных грузоперевозок. Такой подход не является чем-то уникальным в мировой практике и давно зарекомендовал себя. Подобные универсальные авиацентры есть, например, у Airbus в Тулузе и Bombardier в Монреале. Четыре года роста В мае аэропорту исполнилось 4 года. За это время Жуковский смог достичь значительных результатов. Он вошел в число 25-ти крупнейших аэропортов России и в 20-ку самых удобных аэропортов России по рейтингу Forbes, а также стал самым быстрорастущим аэропортом Московского региона. Ежегодно Жуковский становится победителем различных авиационных премий. Ряд особенностей делает новый аэропорт привлекательным для авиаперевозчиков. В гражданской авиации существует такое понятие, как квотирование полетов, ограничивающее иностранным компаниям количество возможных рейсов в аэропорты Москвы. Жуковский относится к региональным аэропортам, что позволяет авиакомпаниям увеличить количество рейсов, обойдя столичные квоты. Исключительность Жуковского заключается также в том, что он может принимать воздушные суда любых типов без ограничения взлетной массы. Это стало возможным благодаря необычной взлетно-посадочной полосе ЛИИ, созданной для экспериментальных полетов. Длина полосы – около 5,5 км, что делает ее самой длиной в Европе и одной из самых длинных в мире. В свое время эта полоса рассматривалась как один из вариантов для запуска космического корабля «Буран». Еще один заманчивый для авиаперевозчиков момент заключается в том, что за счет своих небольших размеров Жуковский может предложить более выгодные условия для содержания самолетов. Этим преимуществом охотно пользуются не только небольшие авиакомпании, но и перевозчики первого эшелона, например «Уральские авиалинии». Авиалайнер МС-21-300 совершает посадку на территории аэропорта Жуковский. Фото: ОАК Аэропорт продолжает наращивать мощности. В этом году открыт логистический комплекс ЖИА КАРГО с международным грузовым терминалом, способный обслужить 100 тыс тонн грузов в год. В октябре аэропорт Жуковский вторым в России получил сертификат RA-3 (Regulated Agents Third country), являющийся необходимым условием для упрощенной организации авиационных грузоперевозок на территорию Евросоюза. Новый статус аэропорта дает возможность перевозить грузы в страны ЕС всем авиаперевозчикам, пользующимся услугами ЖИА КАРГО. Важно отметить, что в условиях пандемии коронавируса Жуковский стал одним из логистических центров для внутреннего и международного оборота товаров медицинского назначения.

Аэропорт Жуковский: новейший российский
© Ростех