Войти в почту

Полиция и суды до сих пор не могут определиться, по какой именно статье привлекать провинившихся

В конце марта в России появился новый вид административного проступка — нарушение режима самоизоляции. В каждом регионе правила по его соблюдению свои, но в основных пунктах они схожи по всей стране: покидать жилище можно, если нужно дойти до продуктового магазина или аптеки, выкинуть мусор или же выгулять собаку, а также в случае необходимости обратиться к врачу. К концу прошлой недели суды начали рассматривать первые дела россиян, нарушивших новые правила. NEWS.ru рассказывает, за что и как наказывают россиян в эпоху пандемии коронавируса.

Сиди дома или плати: задержаны сотни нарушителей
© © РИА Новости / Сергей Пивоваров

Правоохранители пока не определились, по какой именно статье привлекать провинившихся. В ход идут обновлённая статья 6.3 КоАП («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при угрозе распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих»), новая статья 20.6.1. («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе её возникновения»), а также статьи 19.3 и 19.4 — неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции или должностного лица. Последняя в основном применяется к нарушителям карантина, приехавшим из-за рубежа.

Новые законы вступили в силу 1 апреля, а уже 2 апреля суды выписали первые штрафы. Первые протоколы были составлены на жителей Башкирии и Новороссийска. Житель Уфы был оштрафован по статье 6.3 за то, что вышел во двор перепарковать автомобиль. В Новороссийске первая оштрафованная — женщина, прогуливающаяся по скверу. В Башкирии направлено в суды ещё 15 протоколов, в Новороссийске — ещё четыре.

Самым громким делом стало задержание Иисуса Воробьёва в Москве. Он был доставлен днём в субботу, 4 апреля, в полицейский участок прямо с Патриарших прудов, где гулял со своей собакой. Согласно пресс-релизу МВД, мужчину задержали за то, что он находился на территории Патриарших прудов, посещение которых закрыто на время карантина.

Он долго находился на территории сквера вместе с собакой. Сотрудники полиции неоднократно предупреждали его о нарушении правил режима самоизоляции. На замечания он не реагировал и начал спорить с патрульными, — сообщает пресс-служба МВД по Москве.

В итоге на мужчину составили протокол за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

Сам Воробьёв позже утверждал, что карантинных мер не нарушал, так как Патриаршие пруды не входят в список запрещённых мэрией мест для посещения, а выгул собаки — уважительная причина для выхода из дома.

Внимание СМИ этот инцидент привлёк в том числе и потому, что полицейские не позволили Иисусу отвести собаку домой. Задержанного посадили в полицейскую машину и уехали, а собака осталась без присмотра на улице. Позже выяснилось, что пёс нашёл дорогу домой и с ним всё в порядке.

Пресненский суд 6 апреля признал Воробьёва виновным и назначил штраф в одну тысячу рублей.

NEWS.ru пообщался с адвокатом Воробьёва Олегом Елисеевым. Он заявил, что не согласен с постановлением суда, так как в действиях Иисуса нет состава преступления. По словам адвоката, дело его подзащитного — не срочное, его можно было бы отложить и рассмотреть после завершения режима самоизоляции. Однако административный протокол суд рассмотрел довольно оперативно — спустя два дня после задержания, само заседание проходило по видеосвязи из Пресненского ОВД, в здание суда Воробьёва не доставили.

Кроме того, Елисеев утверждает, что Воробьев не нарушал режима самоизоляции — указом мэра определён перечень мест, где можно находиться, и Патриаршие пруды входят в их число. Но судья не приняла это во внимание. Вопрос об обжаловании постановления сейчас решается, заключил он.

Проект «Апология протеста» временно перенастроился с защиты участников митингов и пикетов на ведение дел о нарушении карантина. Руководитель проекта Алексей Глухов говорит, что на данный момент в России у полиции нет единой сформулированной позиции по нарушению самоизоляции, карантина и прочего. Происходит это потому, продолжает он, что суды и правоохранительные органы ещё не решили, по какой статье наказывать нарушителей — по статье 6.3 со всеми изменениями и большими штрафами или же по новой статье 20.6.1, которая предусматривает новый минимальный штраф ниже низшего.

Алексей Глухов, руководитель проекта «Апология протеста»:

Единственное, что они сейчас могут грамотно составлять — это нарушение статьи 19.4 — нарушение предписания Роспотребнадзора, которое было выдано непосредственно гражданину самоизолироваться на 14 дней. Обычно это касается приехавших из зарубежных поездок, это когда им всем выдаются в аэропорту предписания. Полиция принимает решение составлять протокол 19.3 в редких случаях, обычно только в Москве. И в большинстве регионов полиция спокойно относится к гражданам, которые адекватно относятся к их требованиям: им разъясняют, устно предупреждают. Но есть регионы, где запредельное количество привлечений по статье 6.3.

Так, рекордное количество протоколов по статье 6.3 КоАП составлено в Татарстане. По данным «Апологии протеста», только за апрель в суды поступило 518 дел. Полицейские задерживают граждан за поездки к родителям и походы в магазин и в банк для оплаты кредитов. По словам Глухова, всего по стране ориентировочно около 1000 дел по обновлённой статье за нарушение эпиднорм. В Татарстане так много правонарушений, замечает он, потому что там действует система смс-пропусков, большинство из которых действует всего один час.

Эксперт рассказывает, что основной вид наказания за эти правонарушения на данный момент — штрафы.

В основном штрафуют. В регионах относительно либеральны. Потому что КоАП предусматривает возможность снизить, дать ниже низшего предела наказание. Получается, по 6.3 минимальное наказание 15 тысяч. Встречается решение судов, когда штраф 7,5-8 тысяч руб. То есть когда суды дают максимально возможную скидку вынужденным нарушителям. Хотя встречаются случаи, когда суды прекращают административные дела за малозначительностью. Это в Татарстане такое было. Суд ограничивался повторным предупреждением, но это единичные случаи, — говорит Глухов.

Однако есть случаи административного ареста — например, в Ивановской области мужчина получил пять суток административного ареста. Его действия квалифицировали как неповиновение сотруднику полиции.

7 апреля «Апология протеста» обратилась в прокуратуру Татарстана — лидера по количеству протоколов по статье 6.3 — с просьбой обжаловать постановления о привлечении к ответственности.